TENDERX.RU — Пульс тендерного рынка

Объем портфеля российского рынка факторинга за 9 месяцев вырос на 42%

Совокупный измеряемый портфель (объем выплаченного, но не погашенного финансирования) российского рынка факторинга по результатам 9 месяцев 2021 года вырос до 1,22 трлн рублей, что на 42% больше аналогичного показателя 2020 года.

За 9 месяцев текущего года факторы профинансировали товарооборот на сумму свыше 3,75 трлн рублей, что на 54% больше аналогичного показателя 2020 года (1,3 трлн рублей). За отчетный период число активных клиентов выросло на 47%, до 10 тыс. компаний. Число дебиторов также выросло - на 29%, до 10,4 тыс. компаний.

С января по сентябрь 2021 года на факторинг было передано 9,2 млн поставок, что на 26% больше аналогичного показателя прошлого года. Средняя сумма профинансированной поставки выросла на 34% - до 407 тыс. рублей.

В этом году услугами факторинга стали активно пользоваться микро-, малые и средние компании. В январе-сентябре клиентами факторинговых компаний стали 5,5 тыс. представителей малого бизнеса. По результатам 9 месяцев портфель по сделкам с такими компаниями составил около 93 млрд рублей (данные по малому бизнесу предоставлены 20 факторинговыми компаниями, на которые приходится 61% портфеля, 59% выплаченного финансирования и 73% клиентской базы рынка), в их адрес было выплачено 319 млн рублей.

По итогам текущего года объем российского рынка факторинга составит, согласно консенсус-прогнозу, 1,55 трлн рублей, что на 40% больше показателя 2020 года.

"Поскольку прогноз дан в начале ноября, респонденты вполне обладают эмпирическими данными для его подкрепления. Таким образом, несмотря на сохраняющуюся эпидемиологическую напряженность, четвертый квартал 2021 года способен повторить траекторию роста года прошлого (+377 млрд рублей или 52% за квартал)".

В топ-3 участников рынка факторинга вошли "Группу ВТБ" (27% от общего объема факторингового портфеля и 20% от выплаченного финансирования), "СберФакторинг" (19% и 20% соответственно) и Альфа-банк (14% и 15%).

Ранее участники рынка факторинга отмечали, что порядка 60% этого рынка приходится на коммерческий сегмент (b2b). Еще около 25% рынка - доля факторинговых сделок, заключенных в рамках закупок госкомпаний (сегмент 223-ФЗ), 14% - факторинговые сделки в рамках контрактов по капремонту жилых домов (этот сегмент регулируется положениями правительственного постановления №615), оставшийся 1% - доля факторинговых сделок, заключенных в рамках госзакупок.

Прежде эксперты отмечали, что рынок госзакупок и закупок госкомпаний может стать драйвером роста для рынка факторинга. Так, по их мнению, объем услуг факторинга в госзакупках может достигать 2-3 трлн рублей (при объеме госзаказа в 6-7 трлн рублей), а в закупках госкомпаний - 17-18 трлн рублей.

В настоящее время формального запрета на факторинг, на уступку денежного требования в госзакупках законодательством не установлено.

Более того, предполагается, что использование факторинга в госзакупках станет неактуальным с вступлением в силу оптимизационных поправок к 44-ФЗ (вступают в силу с 1 января 2022 года), принятых летом текущего года и предусматривающих автоматизацию всех закупочных процессов, включая подписание электронного акта приемки, его автоматическую проверку с условиями контракта и автоматическую оплату контракта.

"Реализация нововведений оптимизационного законопроекта предусматривает сокращение сроков оплаты по госконтрактам с 30 и 15 дней до 10 дней, - говорил весной текущего года заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Причем оплата должна стать автоматической. В такой ситуации использование факторинга в госзакупках станет бессмысленным".

Соответственно, при подготовке оптимизационных поправок к 44-ФЗ Минфин выступил против запуска механизма факторинга в рамках контрактной системы.
Существенная доля контрактов исполняется поставщиками досрочно. Однако заказчики не могут оплатить такой контракт досрочно, поскольку бюджетное обязательство по оплате «зарезервировано» на плановую дату исполнения контракта.

"По этой причине итоговые первичные документы не подписываются, а подрядчики не получают оплату досрочно. Таким образом, законодательные изменения в части сокращения сроков не окажут серьёзного влияния на сложившуюся ситуацию". 

Эксперты считают, что эффективным решением этой проблемы является применение факторинга, когда финансирующая организация в рамках промежуточных актов предоставляет финансирование поставщику, обеспечивая тем самым досрочное получение оплаты, а денежное требование переходит к фактору после подписания в плановую дату итогового акта.

Источник: Ассоциация факторинговых компаний, Интерфакс
В фокусе Финансы