TENDERX.RU — Пульс тендерного рынка

9 изменений в 223‑ФЗ

Сокращение сроков оплаты по договорам

Теперь заказчики должны оплачивать поставленные товары, работы и услуги (ТРУ) не более чем за 7 дней. В марте 2022 такой срок вводили для договоров с малым и средним бизнесом (МСП), а с 16 апреля распространили на всех.

Иной срок оплаты может установить Правительство в целях обороны страны и сам заказчик, если пропишет это в положении о закупке. При этом заказчик в своем положении о закупке должен указать конкретные сроки или порядок их определения, а также перечень ТРУ, закупка которых оплачивается в такие сроки (статья 3 223-ФЗ дополнена частями 5.3 и 5.4).


Планы закупок отдельных заказчиков стали проверять по-новому

Для заказчиков, определенных Правительством (распоряжение № 717-рот 19 апреля 2016), минимальный порог общей стоимости договоров, которые они должны заключать в календарном году, увеличили с 50 до 250 млн рублей. Превышение этого порога — основание для проверки их закупочных планов.

Сюда входят и проекты планов закупок, и проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

Заказчиков проверят, если общая стоимость договоров за предшествующий календарный год превышает 250 млн рублей и годовая выручка компании превышает 500 млн рублей. Планы автономных учреждений субъектов РФ проверят, если общая стоимость договоров учреждения за предшествующий календарный год не превышает 250 млн рублей (ПП РФ № 716 от 21 апреля 2022).


Новое основание для включения в РНП

Если заказчик, попавший под внешние санкции и ограничения, в одностороннем порядке расторгает договор с поставщиком, который существенно нарушает условия договора, такого участника внесут в реестр недобросовестных поставщиков (скорректировали ч. 2 ст. 5 223-ФЗ).


Разрешение включать страну происхождения товара в описание предмета закупки

Теперь будет можно указывать страну происхождения товара в описании предмета закупки. Соответствующую поправку внесли п. 2 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ (пп. «б» п. 1 ст. 1 104-ФЗ).


Состав извещения и документации о конкурентной закупке

В извещении и документации о конкурентной закупке заказчики должны будут указывать в том числе и сведения об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта. Части 9 и 10 статьи 4 223-ФЗ дополнили соответствующими положениями (п. 3 ст. 1 109-ФЗ).


Требования к независимой гарантии в закупках у МСП

Независимую гарантию (НГ), которую предоставляют участники для обеспечения заявки в закупках у МСП, могут выдавать банки из  перечня Минфина, госкорпорация развития «ВЭБ.РФ», Евразийский банк развития и фонды содействия малому и среднему бизнесу (ч. 1 ст. 45 44-ФЗ). Кредитная организация, выдавшая гарантию, не может ее отозвать.

Независимая гарантия должна содержать:

  • условие, по которому гарант обязан выплатить заказчику сумму по НГ не позднее 10 рабочих дней, если нет оснований для отказа по ГК РФ. Срок отсчитывают со дня, следующего за днем, когда гарант получил от заказчика требование о выплате.
  • список документов, которые заказчик должен направить гаранту вместе с требованием об уплате, если Правительство установило такой перечень;
  • указание на срок действия НГ. Он не может быть менее одного месяца с даты окончания приема заявок.

Если поставщик предоставил НГ, которая не соответствует этим требованиям, заказчик может ее не принять.

Если участник уклоняется от заключения договора, не предоставляет обеспечение исполнения договора до подписания или предоставляет его с нарушениями, то заказчик получает деньги по НГ за обеспечение заявки. Условие предоставить обеспечение до подписания договора при этом должно быть в извещении (ч. 26 ст. 3.2 223-ФЗ).

Независимая гарантия, которую участники закупок для МСП предоставляют как обеспечение исполнения договора, должна соответствовать тем же требованиям, что и НГ для обеспечения заявки, кроме срока ее действия. Он не может быть менее одного месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства, который указан в извещении и документации о закупке.

Независимая гарантия не должна содержать условие, по которому заказчик представляет гаранту судебные акты, подтверждающие, что поставщик не исполнил свои обязательства по договору.

Правительство РФ вправе установить:

  • типовую форму независимой гарантии;
  • форму требования об оплате по ней;
  • доптребования к НГ;
  • перечень документов, которые заказчик предоставляет гаранту одновременно с требованием об уплате;
  • особенности ведения реестра независимых гарантий (ч. 8 ст. 45 44-ФЗ) для целей 223-ФЗ.

Особенности договоров по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства

Статью 3.1-3 223-ФЗ дополнили новыми частями (чч. 3–5).

Результатом выполненной работы по договору строительства или реконструкции объекта капстроительства считается построенное или реконструированное сооружение, по которому получены:

  • заключение уполномоченных органов строительного надзора о соответствии объекта требованиям проектной документации;
  • заключение федерального органа экологического надзора, если сооружение относится к объектам I категории по закону об охране окружающей среды, а также, например, если объект находится во внутренних морских водах, особо охраняемых природных территориях, на континентальном шельфе РФ. Все случаи перечислены в  ч. 5 ст. 54 ГрК РФ.

Предметом договора могут быть одновременно подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объекта капстроительства. Если проектная документация предполагает оборудование, необходимое для эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с перечисленными работами может быть и поставка данного оборудования.


Расширение перечня закупок, особенности которых может определять Правительство

До 30 июня 2022 Правительство может устанавливать особенности закупок товаров, работ и услуг из перечня ТРУ, сведения о которых не составляют гостайну, но не размещаются в ЕИС (п. 2. ч. 16 ст. 4 223-ФЗ). С 1 июля 2022 власти смогут определять особенности закупок с учетом всех пунктов части 16 статьи 4. Помимо описанного выше случая, это:

  • конкурентные закупки без гостайны, сведения о которых не размещают в ЕИС;
  • закупки, где в ЕИС не размещают сведения о поставщике, с которым заключен договор;
  • тендеры конкретных заказчиков, закупающих определенные ТРУ. Информация о таких закупках не составляет гостайны, но не размещается в ЕИС.

Запретили заказчикам размещать на их сайтах сведения о закупках, которые нельзя публиковать в ЕИС

Уточнения сделаны в частях 6, 7, 11 и 12 статьи 4 223-ФЗ. Сведения, которые нельзя публиковать в ЕИС, перечислены в ч. 15 ст. 4 223-ФЗ. Это:

  • закупки с гостайной,
  • тендеры гособоронзаказа,
  • отдельные группы закупок, которые определяет Правительство по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ, мы описали их выше.

Информация о закупках, которую заказчики размещают на своих сайтах, должна быть общедоступной и бесплатной (уточнили ч. 14 ст. 4 223-ФЗ).


Закрепили право властей устанавливать порядок размещения в ЕИС результатов оценки и мониторинга соответствия

Правила, по которым результаты оценки и мониторинга соответствия будут размещаться в ЕИС, устанавливает Правительство (скорректировали пп «а» и «б» п. 2 ч. 8.2 ст. 3 и ч. 16 ст. 5.1 223-ФЗ). При этом, если выдано отрицательное заключение, информацию в ЕИС не разместят (ч. 16. ст. 5.1. 223-ФЗ).

Большая часть изменений скоро вступит в силу. Будьте внимательны при планировании будущих закупок и внимательно изучайте требования, которые устанавливает заказчик.


Источники: Правительство РФ, Контур

223-ФЗ