TENDERX.RU — Пульс тендерного рынка

Объем закупок в B2B-сегменте в 2022 году снизился всего на 2%

Объем рынка электронной торговли в сегменте B2B в 2022 году снизился по сравнению с аналогичным показателем 2021 года на 2%, до 33 трлн рублей — по данным представителей площадки B2B-Center.
"В сегменте 223-ФЗ произошло заметное падение, при этом коммерческий сегмент вырос. Это связано с тем, что госкомпании и компании с государственным участием получили возможность часть своих закупок перевести в нерегулируемый формат".
Речь идет о госкомпаниях, которые подпали под различные антироссийские санкции. По решению правительства они перестали публично раскрывать информацию о своих закупках и размещать ее в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Такие компании теперь проводят свои закупки либо неконкурентными способами, либо закрытыми конкурентными способами в электронной форме на специализированной ЭТП "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа". Впрочем, большинство таких госкомпаний предпочитает проводить свои закупки неконкурентными способами в электронной форме на тех или иных ЭТП.

С апреля текущего года в рамках ЕИС должен начать работать закрытый контур для размещения информации о закупках подсанкционных госкомпаний. К этому же времени, как предполагается, начнут работу еще две специализированные ЭТП, прошедшие в конце прошлого года соответствующий отбор, - "ЭТП Газпромбанка" и казанское ООО ЭТП (занимается, в частности, проведением закупок госкомпаний).

Число активных заказчиков именно в коммерческом сегменте выросло на 4-5% относительно 2021 года. В тоже время общее снижение темпов роста было компенсировано увеличением количества закупочных процедур. Ряд малых и средних компаний с небольшими объемами закупок, которые приостанавливали работу на электронных площадках, уже постепенно восстанавливают свою активность.

Сложная экономическая ситуация подтолкнула заказчиков из коммерческого сегмента к более интенсивному использованию услуг ЭТП для проведения своих закупок. Кризис подталкивает компании к поиску новых возможностей, к оптимизации своей деятельности.

При этом по итогам прошлого года коммерческие заказчики обозначили такие риски, как недоверие к стабильности партнеров, слом логистических цепочек, отсутствие резервных запасов, необходимость поддержки западного ПО, бизнес и цифровая изоляция. В то же время обозначились меры, которые компании могут предпринять и предпринимают для нивелирования этих негативных факторов. В их числе расширение пула поставщиков и их регулярный скоринг, вовлечение в бизнес-контур новых партнеров и построение новых логистических маршрутов, формирование тех или иных видов материальных ресурсов.

По данным экспертов рынок госзакупок в рамках 44-ФЗ в 2022 году удержался на уровне предыдущего года. Так, общее число госзакупок осталось на уровне 2021 года - 2,3 млн закупочных процедур, а их стоимостной объем увеличился на размер инфляции и составил 10,9 трлн рублей против 10,1 трлн рублей годом ранее.

В целом рынок госзакупок и закупок госкомпаний у малого бизнеса быстро преодолел первичный шок и стабилизировался. Уход западных компаний с российского рынка и введение санкций не повлияли на госзакупки и закупки у субъектов МСП, поскольку соответствующими заказчиками не закупается продукция иностранных компаний.

При этом на рынке есть сильный запрос на пополнение базы поставщиков, которые могут поставлять качественные товары, работы, услуги.

Источники: B2B-center, ЭТП Тэкторг, Интерфакс
В фокусе Аналитика