Эти поправки предусматривают сокращение числа видов закупочных процедур, сроков их проведения, электронизацию и автоматизацию различных этапов проведения госзакупок и т.п.
"Законопроект предусматривает не отдельные поправки, а комплекс изменений, который системно поменяет редакцию 44-ФЗ, - говорил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе рассмотрения законопроекта в I чтении в марте текущего года. - Его суть - упрощение, унификация и ускорение закупок".
Ранее Лавров отмечал, что реализация положений оптимизационного законопроекта в сфере госзакупок потребует информатизации и автоматизации значительной части закупочных процессов, что позволит решить ряд основных проблем в работе контрактной системы.
При этом Федеральное казначейство оценивало экономию госзаказчиков от перевода закупочных процессов на электронный документооборот в более чем 25 млрд рублей в год.
Одним из основных нововведений оптимизационного законопроекта Лавров называл сокращение числа способов закупок - до трех с 11 по действующей редакции 44-ФЗ. Оптимизация оставшихся видов закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) предусматривает прежде всего сокращение сроков их проведения. Так, "запрос котировок" можно будет провести за 7 рабочих дней вместо 13 в настоящее время. Минимальный срок проведения конкурсов сократится до 26 рабочих дней, а аукционов - до 18 дней.
Другое значимое нововведение, предусмотренное оптимизационным законопроектом, - универсальная предквалификация.
Принятие и реализация этих и других норм оптимизационного законопроекта позволят, как предполагается, провести полную автоматизацию закупочных процессов, и прежде всего идущих вслед за подписанием контракта. Речь идет, в частности, о претензионной работе, о приемке товаров, работ, услуг.
Стоит отметить, что ко второму чтению в тогда еще законопроект было включено еще 70 поправок. Большинство из них носило технический, уточняющий или корректирующий характер.
Впрочем, ряд поправок предусматривало значимые изменения. Так, например, одна из таких поправок корректирует норму об общественном обсуждении госзакупок. Соответствующая поправка оптимизационного пакета предусматривает, что для закупок с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) от 2 млрд рублей общественное обсуждение является обязательным. Теперь эта норма дополнена положением, по которому правительство РФ, региональные или местные органы власти вправе снизить размер НМЦК, при котором общественное обсуждение становится обязательным.
Еще две поправки предусматривают предоставление 15% ценовой преференции участникам закупок, являющимися учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, а также организациями инвалидов.
Другая поправка включает Евразийский банк развития в число организаций, имеющих право предоставлять участникам закупок независимые гарантии (в действующей редакции 44-ФЗ - банковские гарантии). Впрочем, этот банк может выдавать гарантии только участникам госзакупок из стран ЕАЭС, за исключением РФ.
Также в число принятых поправок к оптимизационному пакету вошла норма о деофшоризации участников госзакупок. Причем в изначальной редакции, которую ранее просили скорректировать "Деловая Россия" и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). По этой поправке участником закупки не может быть офшорная компания, или юрлицо, в котором офшорной компании или компаниям принадлежит (прямо или косвенно) более 10%. "Деловая Россия" предлагала, например, поднять этот порог до 50%, а РСПП - исключить из-под действия этой нормы публичные АО.
Еще две поправки исключили из законопроекта нормы, предусматривающие запуск механизма Рейтинга деловой репутации (РДР).
Второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ (первый был принят в 2019 году - ИФ) был подготовлен в начале прошлого года. В него вошли поправки, предложенные при подготовке первого оптимизационного пакета, но требующие дополнительных доработок, согласования и т.п.
Источник: Интерфакс